Версия сайта для слабовидящих

Наречия в словаре детей с общим недоразвитием речи - Капустина К.В.

 

Наречия в словаре детей с общим недоразвитием речи.

Капустина К.В.

Известно, что условия обучения ребенка с ОНР определяется особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи.

   Понимание значения слов во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы, определять родственные слова. Детям с ОНР, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль. Овладение самостоятельной речью начинается с существительных: ребенок называет окружающие его конкретные предметы, имена близких ему взрослых. Так же рано он начинает понимать значение глаголов во всем разнообразии их форм: будем есть, спи, дай, упал. По мере развития ребенка глаголы переходят из пассивного словаря в активный, в самостоятельную речь: дай пить, Оля упала и т.д. постепенно расширяются понимание, а затем и употребление других частей речи – прилагательных (хороший, плохой, горячий) и наконец наречий (хорошо, плохо, горячо).

  Знакомство с наречиями происходит на самых ранних этапах развития ребенка. Однако в самостоятельной речи они появляются намного позже, чем существительные и глаголы. Пользуясь вопросами «кто?» и «что?», дети учатся выделять в массе слов существительные, придумывать слова, отвечающие на эти вопросы, называть предметы «ласково», пользуясь нужными суффиксами. В процессе обучения дети узнают, что глаголы отвечают на вопросы «что делают?», «что делать?», «что делал?», «что будет делать?», учатся использовать различные формы словообразования, понимают, что все эти вопросы относятся к действиям. Вопрос прилагательного «какой?» характеризует качество предмета: синий, добрый, мокрый, большой, большая, большие, деревянный. Если твердо усвоен вопрос, на который отвечает та или иная часть речи, ребенок легко и быстро узнает любую из них. Дети охотно играют в игры-соревнования: одни придумывают слова, отвечающие на вопрос «кто?», другие – на вопрос «что?»; одни на вопрос «что делает?», другие – на вопрос «что делал?»; одни отвечают на вопрос «что?», другие на вопрос – «какой?». Такие игры помогают детям лучше усвоить материал, а логопеду понять, насколько хорошо они им овладели. Их можно рассматривать как своеобразное подведение итогов длительной и кропотливой работы с детьми, которая систематически проводилась на протяжении первого и второго года обучения.

   Повседневная работа над классификацией слов по вопросам, на которые они отвечают, чрезвычайно важна и должна проводиться буквально с первых дней обучения. Начиная с простых заданий и постепенно их усложняя, логопед продвигается по намеченному им пути. Такие игры можно проводить с любым лото. В поисках карточки, на которой изображен предмет с нужным звуком, ребенок многократно «узнает» этот предмет и называет его. Например, объявляя детям, что сегодня мы будем знакомиться со словами, которые отвечают на вопрос «когда?», и логопед загадывает загадки:

Когда это бывает?

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?  (зимой)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (осенью)

 

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (летом)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

   В работе с детьми обязательно использую беседу о том, какой вчера был день, какой сегодня, какой будет завтра, вспоминаем времена года (что бывает зимой, весной, летом и осенью), время суток (что бывает утром, днем, вечером, ночью). Задаю детям вопрос «где?» подносы с геометрическими фигурами, даю детям задания: положить фигуру сверху, снизу, посередине, слева, справа. Затем они полным предложением говорят, где какая фигура лежит.

      Игра «Где кто стоит»,  построил дед дом, забор, посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой. Сначала размещаются на доске с прорезями вырезанные из фанеры дом, куст, два дерева, подсолнух, забор, курочку, дедушку. Затем вызывается несколько детей. Они становятся спиной к остальным. Даю детям задание разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруготносительно друг друга. Спрашивает: «Где стоят девочка, дедушка, курочка?» (ответы). Предлагаю детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет. Аналогичное упражнение можно выполнять и с другими предметами, например с машинами и гаражом. Оно проводится в достаточно быстром темпе, внимание детей должно быть все время сосредоточено на том, что происходит.

   

 Придумать предложения.

  Переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами: близко – далеко, вверху – внизу, слевасправа, высоко – низко.

Ответить на вопрос «как?» полным предложением. Как рычит лев? (грозно, громко). Как бегает заяц? (быстро). Как чирикает воробей? (весело). Как поет соловей? (красиво). Как пищит мышка? (тихо). Как рычит собака на кошку? (сердито). Как играют ребята в нашей группе? (дружно). А как наши ребята занимаются? (старательно).

В работе с детьми никогда не следует упускать возможность повторять любой пройденный ранее материал, например на тему «Антонимы». Поезд идет медленно, а самолет летит быстро.Таня ведет себя хорошо, а Коля плохо. Летом жарко, а зимой холодно. Надя говорит тихо, а Вова громко. Идет дождь, на улице грязно, а дома чисто. Ире было скучно, пришла Валя, и стало весело.

Игра «Скажи наоборот».  Тепло – холодно, морозно – жарко, глубоко – мелко, высоко – низко, далеко – близко, широко – узко, тихо – громко, мягко – твердо, быстро – медленно.

Игра «Хлопни в ладоши!»

Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы – хлопать, когда услышите слово, а вы хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка).

Девочка, красный, хорошо, бежит.

Кошка, лакает, плохо, цветок.

Прыгает, вкусно, спит, медведь.

Горько, добрый, дерево, бежит.

Играет, большой, лиса, быстро.

Радостно, бабушка, идет, грустно.

Солнечно, тепло, красиво, стирает.

Школа, растет, крепко, широко.

В следующий раз, повторяя игры, предлагаю детям новые слова, чтобы они активно работали, а не просто воспроизводили запомнившееся. Весь материал, использованный на занятиях, в играх, повторяется при изучении других тем в целях прочного усвоения и автоматизации усвоенных навыков. В процессе подобной работы развиваются внимание, усидчивость, память, активизируется словарь, а также закладываются основы звуко-буквенного анализа; все это ребенку понадобится в школе. Все вышеупомянутые части речи в спонтанной речи дети употребляют повседневно. Конечно, употребляют они и наречия, но, как мы уже говорили, гораздо реже.