Версия сайта для слабовидящих

«Играя с пальчиками, развиваем речь»

Учитель - логопед Капустина Ксения Викторовна

«Играя с пальчиками, развиваем речь»

       Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа, ставшие в последнее время особенно востребованными в коррекционной педагогике. Известно, что ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, с нарушением которого сталкивается все больше и больше наших детей и их родителей. Эти игры интересные и очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, поэтому так важно на занятиях в детском саду, и дома использовать пальчиковые игры. Они отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковой игры» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

       «Пальчиковые игры» - это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ведь не один раз каждый из нас наблюдал с каким интересом реагирует ребенок, когда взрослый, загибая детские пальчики, приговаривал строки известной «сороки-белобоки», которая кашу варила деток кормила. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учится ориентироваться в понятиях, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Также пальчиковые игры могут быть согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте, которые в свою очередь могут использоваться не только в работе учителя-логопеда, но и на других занятиях в детском саду. При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развивается интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с нарушенным звукопроизношением. Предлагаемые детям стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются движениями. Дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают их дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними. Вот некоторые из них:

Гласные звуки

Утята (а, у, и)

Встали как-то утром в ряд                    постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.

Десять маленьких утят.                         показать десять пальцев.

Посчитались,                                          посчитать пальцы.

Удивились,                                             указательным и большим пальцами изобразить

                                                                 удивленно раскрытые клювики утят.

На две группы разделились.                 руки в стороны, пальцы растопырены.

Перышки почистили,                          сложенными щепотью пальцами одной руки гладить

                                                               по очереди, от основания до кончика, пальцы на

                                                               другой руке.

Головкой повертели,                           пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят,

                                                               покрутить ими из стороны в сторону.

Червячка склевали,                              хватательные движения клювами-пальцами.

К речке побежали.                               пальцами «пробежаться» по столу.

 

Согласные звуки

«Наши пальцы» (п – б)

Пальцы встали дружно в ряд:              показать ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят.                     сжать пальцы в кулаки.

Это два – всему указки.                        показать два указательных пальца.

Все покажут без подсказки.                 пальцы придерживать большими.

Пальцы – два середничка,                    показать два средних пальца.

Два здоровых бодрячка.                       пальцы придерживать большими.

Ну, а эти – безымянны,                         показать безымянные пальцы.

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки,                  показать мизинцы.

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них, -               показать два больших пальца, остальные сжать

Два больших и удалых.                        в кулаки.             

 

Желаю успеха!