Версия сайта для слабовидящих

"Минимальная мозговая дисфункция (ММД)"

 Учитель - логопед Капустина Ксения Викторовна

                                                         

Вот логопеда кабинет,  

В нем дети учатся играя.  

Здесь им на все дадут ответ,    

Их речь и мысли развивая.  

И для родителей совет    

Всегда подскажет логопед!

 

Минимальная мозговая дисфункция (ММД)

 

Это легкие нарушения, но неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. 

Более того — зачастую эти талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети. Просто обучаться им труднее, и, следовательно, подход к ним должен быть индивидуальным.  Самая частая причина ММД — это РОДОВАЯ ТРАВМА,  которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. Стремительное прохождение по родовым путям, окситоциновая стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это может спустя годы аукнуться ослаблением той или иной функции детского организма. Почему же не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давно заложенное нарушение. Вот и получается, что диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Ребенок начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе. Бывает, что ребенок бойко читает, а в тетради выводит каракули. Или, наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» устный счет, внимание или память. Некоторые дети путаются в пространственных ориентирах «право-лево», «верх -низ», зеркально воспроизводят числа и буквы.  Как можно заподозрить у ребенка ММД? Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости детей. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный.

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

v  В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.

v   Ребенок чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.

v    У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренные уши (избыточная лопоухость)

v    Ребенок носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.

v   Ребенок непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.

v   На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их, ему трудно сосредоточиться

v  Ребенок просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать. Скорее всего, вы считаете его «совенком».

v  Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.

v   Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.

v   Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.

v     Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.

v   Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи).

v    Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.

v    Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

v   Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.

v  Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.
    Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего ребенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение детей с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.
Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем их сверстники воспринимают и усваивают информацию, они немного по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

v   Самое главное – соблюдать режим дня. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

  Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её в полном объеме.

v  Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции.

v   Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка.

v   Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

v    Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам

v   Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.

v  Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка).

v    Из спортивных занятий вашему ребенку полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!)

v  Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Перевозбуждение вредит вашему ребенку.

v   Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)

v    Скорректировать состояние ребенка помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником.

v   Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство.

И никаких семейных ссор при малыше!